ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

           

Введение


ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие по предмету "Основы композиции" для подготовки специалистов по прикладной графике (промышленной графике, графическому дизайну, упаковке) ставит своей целью способствовать освоению студентами теоретических и практических основ композиции с точки зрения эстетики Оно исходит из представления о композиции как об одном из важнейших средств создания художественной формы в искусстве, без которого не может быть выражено содержание произведения, смысл художественной формы.

Композиция понимается диалектически как процесс построения - на основе композиционных принципов и с помощью композиционных средств как объект восприятия - с точки зрения психофизиологических особенностей восприятия, и как результат процесса построения, т. е. как завершенное художественное целое.

Композиция художественного произведения имеет разные аспекты, в силу которых должна рассматриваться
1) как развитие и воплощение идейно-художественного замысла в сюжете и в художественно-образном решении (семантический аспект),
2) как система отношений всех элементов формы, в которой материализуется замысел (синтаксический аспект),
3) с точки зрения воздействия художественного целого на социально функционирующую личность (прагматический аспект).

Предмет "Основы композиции" рассматривает только отношения между элементами формы и является начальной ступенью обучения композиции, т. е. на этой стадии изучается только синтаксический аспект. Прочие аспекты входят в курс "Проектирование".

В ГЛАВЕ I учебно-методического пособия - "Теоретические основы композиции" разъясняется природа композиции, ее физическая основа и связь с особенностями восприятия человеком объективной реальности, излагаются основные принципы композицией способы гармонизации формы, с помощью которых реализуются композиционные принципы.

ГЛАВА II посвящена практическому освоению основ композиции. В ней даются упражнения на взаимодействие элементов композиции в заданном пространстве с постановкой задач. А также прилагаются иллюстрации как наглядное вспомогательное средство.

Основы композиции едины для всех видов искусств. Однако, поскольку в данной работе композиция рассматривается применительно к объектам прикладной графики, то и подбор заданий в главе II, учитывая специфику объекта, за небольшим исключением, ограничивается, композиционными связями между элементами на плоскости.


ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов.
Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч. Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения.
Слово "композиция" происходит от латинского "Compositio" что означает - сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира - бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры, это также средство организации информации и средство построения художественной формы.
Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово "композиция" равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. По определению Н. Гончаровой "композиция является выразителем структурно-гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности".

В художественных ВУЗах композицию изучают как предмет, с помощью которого овладевают законам и взаимосвязи между элементами художественной формы, между содержанием и формой, - законами, обуславливающими создание художественного целого. Композиция - способ организации "материала" искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса - глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, - все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное про-изведение в его конечной художественной форме. Известный советский ученый Л. Выготский писал, имея в виду литературное произведение, что "под материалом разумеется все готовое - житейские отношения, случаи, быт, характеры.
Расположение этого материала по законам художественного построения следует назвать в точном смысле этого слова - формой этого произведения. В этом понимании форма меньше всего напоминает внешнюю оболочку, кожуру, в которую облачен плод, форма раскрывается как активное начало переработки и преодоления материала. Расположение событий рассказа, тот способ, каким знакомит поэт читателя со своей фабулой, композиция его произведений, представляет чрезвычайно важную задачу для словесного искусства". Из приведенной цитаты ясно видно, как тесно связаны между собой композиция и форма произведения искусства. Если рассматривать форму как конечный результат творческого процесса "переработки и преодоления материала", в котором этот материал располагается "по законам художественного построения", то композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы, то есть, законченного художественного произведения. (Все сказанное относится равным образом ко всем видам искусства). Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.
Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл), и категорией формы (так как гармонизирует форму). Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Следует заметить, что понятие "содержание" всегда шире, чем понятие темы, сюжета, идеи, ибо оно включает в себя переосмысленный в процессе творчества "преодоленный" материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы, форма и содержание в произведении представляют собой диалектическое единство, рожденное в борьбе, в преодолении материала. В художественной форме материализуется содержание, поэтому - как пишет М. Каган - "содержание произведения есть смысл его формы", и что "в произведении искусства все является содержанием", форма и содержание органически слиты в конечном результате, т. е. в художественном произведении. Но, разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма. Сюда входит материал и композиционные средства. Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции.
Наша задача - взглянуть на композицию с точки зрения формальной структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения Но прежде всего следует определить, в чем выражается композиционное построение, каковы его отличительные признаки.


2.ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ
ФОРМЫ
Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи). По определению Н. Волкова "композиция, конструкция для смысла". Может ли композиция быть лишенной смысла? Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами - отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, - они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, - будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится "сюжетом" и смыслом картины. В картине может преобладать или образно-сюжетное начало или структурное начало, выраженное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе оба эти начала, - и закономерности ее построения подчинены закону гармонического единства содержания и формы.

Характерным признаком композиционного пост-роения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Благодаря наличию границ, рамок, перед нами встает некий особый мир со своим пространством, временем, системой ценностей. Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром", - писал Б. Успенский. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой - с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции. Композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно-временных границах.

Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений.

Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей - так можно определить этот признак.

Единство и цельность - важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, - идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно-образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В единстве содержания и формы.

Гармония целого - необходимое условие композиционного построения, важный его признак. Любое художественное произведение, как уже говорилось, представляет собой борьбу противоположных начал, - это проявляется и в сюжете - в противопоставлении характеров, ситуаций, и в формальном решении - в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т. д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.

Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это
1 Принцип целесообразности
2 Принцип единства сложного (целостность произведения)
3 Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала)
4 Принцип соподчинения частей в целом
5 Принцип динамизма (движение - основа жизни и искусства)
6 Принцип равновесия, уравновешенности частей целого
7 Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей)

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.
Принципы композиции более подробно будут рассмотрены нами ниже. Прежде следует обратиться к тем естественным основам, на которых базируются эти принципы.


Глава 1: Часть 1, 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5, 6, 7       Глава 2: Группа 1-5       Литература




Содержание    Вперед