Глава II
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ
В данной главе предлагаются 5 групп заданий - упражнений, охватывающих различные аспекты формализации композиционных задач и рассчитанных на подготовку художников по прикладной графике (промышленной графике, упаковке, графическому дизайну), работающих преимущественно с плоскостью, за исключением области упаковки, связанной с объемными формами, и некоторых других пограничных областей графики.
Специфика прикладной графики требует от художника умения ясно мыслить, четко формулировать задачу, целенаправленно действовать, лаконичными изобразительными и точными композиционными средствами добиваясь эффекта выразительности и функциональности решений. Предлагаемые задания предназначены развивать эти способности у учащихся.
Курс "Основы композиции" преподается на I и II курсах высших художественных учебных заведений. Он своевременно приучает к дисциплинированном у мышлению, осознанной работе с художественным материалом.
Предложенные упражнения основаны на формальном методе разложения на элементы художественной формы и создания простейших моделей сложных композиционных ситуаций художественного произведения. На раннем этапе обучения композиции этот формальный метод зарекомендовал, себя как плодотворный и принят в художественных ВУЗах СССР, Европы, Америки, Японии.
При составлении упражнений автором были час-тично использованы задания из курсов композиции и из методик ВХУТЕМАСА - ВХУТЕИНА, художественных школ Польши и Швейцарии, а также из курсов В. Ляхова (МПИ) и М. Коника (Сенежская студия).
Помимо перечня заданий к данной главе прилагаются иллюстрации в качестве вспомогательного методического материала. Задания расположены в порядке от простого к более сложному, от общих понятий к частным решениям, от взаимодействия простейших графических элементов на плоскости к взаимодействию элементов на поверхности объемной формы, к фактурным рельефным поверхностям, к взаимодействию объема и пространства.
Через взаимодействие элементов выражаются композиционные связи (соразмерность, контрастность, симметричность и др.), выявление которых и является целью предлагаемых заданий.
Условия выполнения заданий все упражнения выполняются в заданном формате и представляют собой композиционные задания, в которых независимо от конкретно поставленной задачи, общими обязательными условиями являются
1 Композиционная цельность
2 Уравновешенность целого
3 Вписанность в границы
4 Выразительность решения (т. е., пластическое решение должно быть не только ясным, логичным, но и эмоционально выразительным).
Группа I
Задания на отношения простейших графических элементов и плоскости (точка, пятно, линия). Ознакомление с понятиями изобразительная плоскость, силовые линии поля, наряженность, зрительный и геометрический центры, масса, равновесие, доминанта, движение, ритм, силуэт, объем, пространство.
(формат листа 21 ХЗО, материал бумага, картон, тушь, техника - аппликация из черной бумаги на белом фоне и из белой бумаги на черном)
1) Установить связь между 2-3 точками, на плоскости, постепенно перемещая их, усиливая и ослабляя связь, отрывая друг от друга.
2) Определить "активные точки" разных геометрических фигур визуально, а затем проверяя геометрически.
3) Сгруппировать точки таким образом, чтобы группы точек у равно веши вал и друг друга.
4) Уравновесить черную точку - пятно эквивалентным тоновым пятном.
5) Рассмотреть взаимодействие произвольного черного пятна свободной формы с белым фоном поля. Понятие борющихся масс.
6) Выявить центр в свободном расположении точек.
7) Составить регулярные ряды из точек, затем, изменяя расстояния между точками, менять характер движения ритм (формат 30 Х 40).
8) Показать сгущение, уплотнение массы и переход к разряженному пространству.
9) Построить из однородных элементов открытые ритмические ряды с фиксированным центром, доминантой композиции (фиксировать доминанту внесением цвета, формат 30 Х 40).
10) Создать замкнутую композицию из 1 - 2 видов элементов (ЗОХ 40).
11) Покрыть лист бумаги 30ХЗО регулярными рядами черных кружочков одинаковой величины, соединяя по несколько кружочков из соседних рядов, залить полученные фигуры тушью, получив фигуры - силуэты и одновременно проследить за возникающим белым пространством между фигурами.
12) Взаимодействие линий на плоскости. Членение плоскости прямыми вертикальными и горизонтальными линиями в пропорциональных отношениях.
13) Кривые, волнистые линии. Организация плоскости пересекающимися кривыми с последующей заливкой тушью замкнутых площадей. Впечатление объемности. Получение правильных геометрических объемов (полусфера) и свободных выпукло-вогнутых объемов.
14) Центростремительная композиция из кривых дугообразных линий и точек разного размера (30Х40).
15) Штриховка линиями. Изменение толщины линий - изменение пространственных характеристик. Получение впечатления объема. Штриховка с постепенным утолщением линий, переход от черного поля к белому.
16) Силуэт. Сочетание нескольких форм, имеющих контуры разной кривизны.
17) Негативное и позитивное силуэтное изображение.
18) Черное и белое - силуэтные изображения реальных форм, входящих одна в другую, заполняющие пространство.
19) Черно-белая композиция из родственных по форме предметов (листья или цветы, бокалы, инструменты), ЗОХ 40 или 30 ХЗО.
20) Силуэт предмета в сочетании со словом из 4-5 букв.
Группа II
Задания на овладение композиционными средствами с использованием тона, цвета, фактуры (Предварительное теоретическое ознакомление с понятиями симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, подобие, тождество, соразмерность, метр, ритм, т.е., с понятиями композиционными, а также и понятиями физическими - тон, насыщенность, градация, цвет, спектр, основные и дополнительные цвета, холодные, теплые, фак-тура).
(формат 30 Х40, техника - акварель, гуашь, аппликация из цветной бумаги)
1) Композиция монохромная из квадратов 2Х2, разных по тону (4 или 5 градаций тона). Тоновой нюанс - контраст.
2) Композиция из однородных геометрических элементов, сближенных по цвету (холодная гамма или теплая) и контрастных по тону.
3) Композиция из контрастных по цвету, сближенных по тону элементов.
4) Ритмическая композиция из разнородных по форме, тону и цвету элементов (орнамент). Симметрия, асимметрия ритм.
5) Асимметричная композиция из элементов, контрастных по величине.
6) Композиция на сочетание линейных, плоских и объемных форм (в цвете).
7) Фактуры. Метроритмический ряд с разными фактурами (перо, тушь), фактуры в природе.
8) Ритмическая композиция из геометрических фигур с разной фактурой, (гладкой, ворсистой, зернистой и т. д. Могут быть использованы в задании натуральные материалы мех, ткань, зерна и др .).
9) Композиция на сочетание родственных элементов (например, круг в сочетании с квадратом, в который вписан тот же круг, - исполнить в дополнительных цветах или в контрастных по тону).
10) Композиция из модульных элементов.
Группа III
В эту группу входят задания на движение (статика - динамика) и задания на развитие фантазии и образности, ставящие целью развитие творческих способностей и требующих свободного владения композиционными средствами на уровне организации плоскости формальными отношениями элементов.
а) Задания на движение.
1) Статическая композиция из произвольных элементов. Нарушение статики одним каким-нибудь элементом.
2) Показать начало, зарождение движения.
3) Движение организованное (равномерное и ускоряющееся) и движение хаотичное.
4) Виды движения, возникающие под воздействием различных физических сил фонтанная струя, волнообразное движение, взрыв, сдвиг, падение, колебание, вращение и прочие виды.
5) Задания на развитие фантазии и образности представлений на материале абстрактных форм.
б) Смысловые, но неизобразительные композиции из простых элементов, выражающие действие, состояние, настроение. (Композиции из цветной бумаги аппликацией, ФорматЗОХ40).
1) Используя в качестве материала красные и черные кружки (или треугольники), составить композицию "Победа красных".
2) Композиция "Противостояние".
3) Композиция неизобразительная из однородных элементов - "Одиночество", (или монохромная, или сближенная по цвету, или контрастная. Композиция из разнородных элементов (в цвете) - "Сближение - единство - разделение".
5) Композиция из элементе в разных по тону и по размеру - "Далекое и близкое".
6) Композиция - "Разрушение" и "Созидание".
7) Композиция - "Погоня".
8) Композиция - "Дуэт".
(К данной группе заданий требовать от студентов пояснительную записку с описанием и обоснованием избранных композиционных средств).
Группа IV
Задания на организацию поверхности объемной формы (куба, параллелепипеда, цилиндра). Показать влияние графического решения на восприятие объема.
1) Прямоугольный параллелепипед, - подчеркнуть грани цветом и тоном.
2) Цилиндр. Подчеркнуть форму цилиндра линейным графическим способом. И наоборот, зрительно разбить цилиндр на грани или показать ребристость поверхности.
Остальные упражнения на поверхности кубиков, склеенных из бумаги или картона, 7Х7Х7 см в кубе.
3) Деформировать форму куба с помощью свободного линейного изображения на его поверхностях.
4) Свободным расположением различных цветовых пятен, полос разбить форму (срезать углы, сплющить грани или создать впечатление выступов, углублений или вздутий поверхности и т.д.).
5) Изменить фактуру поверхности.
6) Зрительно уменьшить, или наоборот, увеличить высоту куба.
7) Подчеркнуть, акцентировать какую-либо из сторон или верх куба.
8) Ориентировать положение в пространстве, утяжелив низ или иным образом.
9) Для уже выполненых в предыдущих упражнениях кубиков подобрать подходящий по цвету фон, составить композицию из готовых кубиков на соответствующем фоне (экспозиция).
Группа V
Конструирование рельефных и объемных форм из листа бумаги. Начать с геометрического членения плоскости листа параллельными линиями, пересекая их перпендикулярными и диагональными. Путем сгибания получить, фактурные рельефные поверхности. Дальнейшее усложнение заданий - с использованием пересечений кривых линий и использование разрезов.
1) Сделать из листа бумаги "гармошку", гофрированную поверхность.
2) С помощью пересекающих прямых внести декор - выпуклые ромбы, двойные, тройные, ломаные линии - рельефные.
3) Тот же декор передать на форме с лучеобразной основой путем пересечения лучей косыми линиями, получив декоративные "розетки".
4) Композиция рельефная с усложненной основой и разрезами.
5) Путем сворачивания рельефного листа получить объемную форму.
5) На объемной рельефной форме найти зону, оптимальную для расположения информации, знака, цветового сигнального пятна.
6) Пользуясь тем же принципом получения рельефных и объемных форм сделать игрушку (зверушку, человечка).
7) Сделать объемную карнавальную маску.
8) Скомпоновать несколько объемов из бумаги в общей экспозиции с фоном.
Глава 1: Часть 1, 2 Часть 4 Глава 2: Группа 1-5
сделано для http://www.natahaus.ru/